Развитие образования во Франции
Опыт иезуитских школ получил большое распространение во многих странах Европы, в США, Латинской Америке.
Между Нантским эдиктом (1598) и его отменой (1685) протестанты имели право создавать свои собственные коллежи и академии. Но главные очаги соперничества в стране, которая остается католической, - ораторианские школы, которые начинают создаваться ораторианской конгрегацией с 1614 г. Их украшение - коллеж Жюйи. В ораторианских коллежах преподается французский язык, почти изгнанный из иезуитских коллежей, а история и география фигурируют здесь лишь как элементы необходимой «эрудиции». В этих коллежах были известны идеи Рене Декарта (1596-1650), а затем и Просвещения.
Декарт, философ и ученый, обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес глубокую неприязнь к иезуитским методам воспитания. Для него идеалом воспитания и образования было развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Декарт провозгласил доктрину о природном равенстве умов. Неравенство в возможностях образования, по его мнению, определяло неравенство в интеллектуальном развитии человека. Иными словами, образование - это естественное право каждого человека, а не привилегия. Рутинному обучению, основанному на механическом заучивании, он противопоставлял свободу мысли и логического стремления к истинному знанию. Мысли Декарта сыграли важную роль в реорганизации традиционной системы образования и были использованы в школе Пор-Рояль под Парижем.