Развитие образования во Франции

Бонапартистское государство не занималось просвещением народа, но поощряло частные инициативы в этой области, тем самым заботы по воспитанию молодежи передавались в руки церкви. С возвращением во Францию в 1804 г. Братства христианских школ оно получает свой статус с одобрения Великого магистра Университета 4 августа 1810 г; за 10 лет - с 1804 г. по 1813 г. - разрешение на деятельность получили 95 женских учительских конгрегации.

Правительства периода Реставрации (1814-1830) проявляли интерес к просвещению народа: в ордонансе, опубликованном в 1816 г., говорится, что каждая коммуна должна получать поддержку в ее стремлении организовать просвещение молодежи и что педагогическая деятельность и может осуществляться лишь при наличии соответствующего диплома, удостоверенного ректором. Но в сущности государственная власть мало занималась этим вопросом, и начальная подготовка по-прежнему зависела от местных властей, от политической ситуации. В 1819 г. конгрегации добиваются разрешения на преподавание без обязательного получения соответствующего диплома, а с 1822 г. по 1831 г. от всех учителей начальных школ требуется свидетельство о религиозной подготовке.

Период Реставрации отмечен борьбой между либералами и консерваторами на ниве педагогических методов: либералы пытаются с помощью частных инициатив, таких, например, как Общество помощи начальному образованию, пропагандировать новый метод преподавания, заимствованный из Англии - метод взаимного обучения: эта система, называемая Белл-ланкастерской, состоит в передаче обучающих функций учащимся с хорошей успеваемостью, учителю же отводится роль общего руководителя, как бы дирижера учебного процесса. Этот метод успешно применялся в первые годы Реставрации, поскольку при нехватке учителей и средств обучения, особенно в больших городах, он был удобен и дешев. Власти оказывали помощь в создании этих школ. Но эта системе встретила резкий отпор со стороны церкви, которая предпочитала фронтальный метод, практиковавшийся в школах Братства. В годы реакции, последовавшие за убийством герцога Беррийского (1821-1828), церковь обеспечила контроль над образованием: церковный деятель монсеньер Фрейсину, имевший титул Великого Магистра Университета, становится во главе созданного в 1824 г. Министерства просвещения и культов. Тогда церковным школам были даны значительные привилегии, в то время как Белл-ланкастерские школы взаимного обучения были полностью лишены финансовой поддержки; в результате число этих школ сократилось с 1500 в 1821 г. до 258 в 1827 г. Новый подъем их численности начался лишь с возвращением к власти умеренного большинства в 1828 г.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>