Развитие образования во Франции
Бонапартистское государство не занималось просвещением народа, но поощряло частные инициативы в этой области, тем самым заботы по воспитанию молодежи передавались в руки церкви. С возвращением во Францию в 1804 г. Братства христианских школ оно получает свой статус с одобрения Великого магистра Университета 4 августа 1810 г; за 10 лет - с 1804 г. по 1813 г. - разрешение на деятельность получили 95 женских учительских конгрегации.
Правительства периода Реставрации (1814-1830) проявляли интерес к просвещению народа: в ордонансе, опубликованном в 1816 г., говорится, что каждая коммуна должна получать поддержку в ее стремлении организовать просвещение молодежи и что педагогическая деятельность и может осуществляться лишь при наличии соответствующего диплома, удостоверенного ректором. Но в сущности государственная власть мало занималась этим вопросом, и начальная подготовка по-прежнему зависела от местных властей, от политической ситуации. В 1819 г. конгрегации добиваются разрешения на преподавание без обязательного получения соответствующего диплома, а с 1822 г. по 1831 г. от всех учителей начальных школ требуется свидетельство о религиозной подготовке.
Период Реставрации отмечен борьбой между либералами и консерваторами на ниве педагогических методов: либералы пытаются с помощью частных инициатив, таких, например, как Общество помощи начальному образованию, пропагандировать новый метод преподавания, заимствованный из Англии - метод взаимного обучения: эта система, называемая Белл-ланкастерской, состоит в передаче обучающих функций учащимся с хорошей успеваемостью, учителю же отводится роль общего руководителя, как бы дирижера учебного процесса. Этот метод успешно применялся в первые годы Реставрации, поскольку при нехватке учителей и средств обучения, особенно в больших городах, он был удобен и дешев. Власти оказывали помощь в создании этих школ. Но эта системе встретила резкий отпор со стороны церкви, которая предпочитала фронтальный метод, практиковавшийся в школах Братства. В годы реакции, последовавшие за убийством герцога Беррийского (1821-1828), церковь обеспечила контроль над образованием: церковный деятель монсеньер Фрейсину, имевший титул Великого Магистра Университета, становится во главе созданного в 1824 г. Министерства просвещения и культов. Тогда церковным школам были даны значительные привилегии, в то время как Белл-ланкастерские школы взаимного обучения были полностью лишены финансовой поддержки; в результате число этих школ сократилось с 1500 в 1821 г. до 258 в 1827 г. Новый подъем их численности начался лишь с возвращением к власти умеренного большинства в 1828 г.