Развитие образования во Франции

Именно вокруг светского характера образования разворачиваются наиболее ожесточенные дебаты: положения о секуляризации начальной школы глубоко раскалывают общественное мнение. Запрещение преподавания религии и надзора со стороны правительства, предписанные законом Фаллу в 1850 г., секуляризация школьных зданий и учебных программ, учителей (закон Гобле от 30 октября 1886 г.) еще более усилили противостояние сторонников светской школы и клерикалов. Возникают столкновения по поводу запрещения распятий в школьных помещениях; в свою очередь, был наложен запрет на некоторые учебники морали и гражданского воспитания, которые пришли на смену религиозному воспитанию. Ослабление противостояния, связанное с «примирением» католических иерархов с республиканскими институтами в 1890 г., было кратковременным: статус конгрегации, а в более общем плане - церкви - в гражданском обществе был поставлен под сомнение: с запретом конгрегации (1904), последующим отделением церкви от государства (9 декабря 1905) школа снова становится главной ареной противостояния вплоть до первой мировой войны.

Закон от 30 октября 1886 г. секуляризировал, требовал отстранения учителей от религии в «государственных школах всех ступеней», в том числе и средних учебных заведениях, определял и упорядочивал организацию всех государственных школ первой ступени, в том числе и дошкольных, созданных декретом 1881 г. Закон определял далее статус преподавателей и их дипломы. Этот закон был дополнен декретом 1887 г. и рядом законоположений, детализирующих программы обучения. В 1889 г. учителя начальных школ получили статус государственных служащих.

Так, последовательно, с помощью основополагающего законодательства, сопровождаемого целой серией декретов, указов, регламентацией, циркуляров, инструкций, выстраивается общая стройная система начального образования. Вплоть до начала Пятой республики она подверглась незначительным изменениям. Споры велись в основном вокруг педагогических вопросов, в частности, на педагогических конференциях, организуемых в каждом кантоне начиная с 1880 г. Полина Кергомар выдвигает в центр дискуссий педагогику материнской школы, целью которой является гармоническое развитие ребенка. В межвоенный период различные течения, среди которых наиболее ярким деятелем был Селестен Френе (1896), борются за развитие творческого начала в ребенке и за социализацию школьной жизни.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>