Развитие образования во Франции
Ее основатель Жан-Батист де ля Саль осуществляет синтез главных педагогических новаций своего времени: вдохновленный идеями Демиа, он стремится создать единую школьную систему с помощью устава для Братьев, организуя их обучение, основывая корпус «визитеров» для инспектирования школ. В новых школах он применяет опыт начального обучения чтению не на латыни, а на французском языке, считая это более полезным, а главное — менее трудным; он заменяет мало эффективный индивидуальный метод обучения методом фронтального обучения, который он сам усвоил в коллеже. Даже если число бесплатных городских школ, основанных де ля Салем, было более скромным, чем потребность в них, их рост свидетельствуют об их успехе: в 1789 г. школы Братства посещало 35 000 учащихся из 116 городов.
Если мужские школы были более новаторскими, то женские - более многочисленными и менее амбициозными. Обучение девочек отвечало в основном единственной задаче — научить их воспитывать детей в христианском духе. Только несколько школ, такие, как школа Сен-Луи, основанная мадам Ментенон в 1686 г. в Сен-Сире и принявшая 250 девочек из обедневших дворянских семей, сочетали христианское воспитание и подготовку к жизни.
Вторая половина XVIII в. - время веры в науку, в ее практическое значение, в необходимость распространения знаний. Такой утилитаристский и оптимистический энциклопедизм вдохновляет на открытия, на создание и развитие проектов периода Просвещения, что находит отражение в просветительских планах Революции конца XVIII в.