Развитие образования во Франции
Массовая школа и университет не являются по-настоящему демократическими. Все эмпирические исследования показывают, что даже, если в целом возросли шансы получить наиболее привилегированные дипломы, то эти шансы не равны для представителей разных социальных групп и более того они уменьшаются. «Благородные» направления высшего образования - наиболее престижные «большие школы», к которым в послевоенное время прибавилась Национальная школа администрации - питомник политического истеблишмента, - остаются вне университетских проблем. Это относится также к наиболее престижным средним школам, также труднодоступным. Несмотря на блестящие исключения, девочки в целом учатся дольше, чем мальчики, их гораздо меньше в наиболее престижных секциях.
К сомнениям в способности школы уменьшить неравенство прибавляются постоянные обвинения ее в снижении уровня знаний учащихся, в несоответствии типов подготовки потребностям рынка труда и в целом — в негибкости самой системы, управляемой в значительной части государством. Школа видится, таким образом, способной ответить на сложные проблемы общества как раз в то время, когда факты свидетельствуют, что ее возможности лимитированы, и когда ускоренное развитие культуры и коммуникаций обязывают ее к трудному пересмотру методов и целей образования.
С точки зрения истории культуры Франция принадлежит к сообществу, сформировавшемуся в начале средних веков вокруг западной ветви христианства и латинского языка; этот язык был уже мертвым, однако, оставался международным языком культуры. Западное сообщество, чьи географические границы менялись на протяжении веков, имело длительную общую культурную историю. Об этом свидетельствуют странствия вагантов - студентов в ХП-ХШ вв. или образ «гуманистической республики» эпохи Возрождения.