Развитие образования во Франции

Многочисленные дебаты о начальном образовании свидетельствуют, о честолюбивой политике, которая, однако, мало соответствовала возможностям времени. Декретами от 29 фримера II года и 27 брюмера III года вводилось обязательное бесплатное обучение, единые программы и учебники, обучение девушек, оплата государством учителей, однако, недостаток средств, отсутствие необходимого числа кандидатов для подготовки учителей, сопротивление значительного числа семей и общин сделали невозможным проведение названных выше мероприятий в жизнь. В период Директории начальные общественные школы все больше испытывают конкуренцию со стороны частных учебных заведений, которые воспользовались статьей, записанной еще в Конституции III года, где речь шла о «свободе создавать частные школьные и воспитательные учреждения». К концу революционного периода уже представлялось бесспорным, что общественное образование - дело государства.

Образовательные институты старого режима были разрушены Французской революцией. Церковное имущество и доходы, на которые существовали школы, были конфискованы и проданы. Конгрегационистские коллежи, получили ощутимый удар в связи с запретом конгрегации в 1792 г. На следующий год Конвент принял закон о продаже их имущества и о ликвидации академий, военных школ и университетов (в том числе, и коллежей при них). Но многие школы выстояли в этих испытаниях и многие из прежних конгрегационистов возобновили свои курсы в статусе независимых.

Когда при Директории были открыты центральные школы в соответствии с законом Дону (1795 г.) из расчета, по крайней мере, одна на департамент (административные округа, созданные в 1790 г. в количестве 83), этим новым учебным заведениям не думается ни заменить прежние коллежи, ни выдержать конкуренцию с частными школами, появившимися в конце старого режима. Статус экстерната, обрекший их на малое число учащихся в небольших городах, противоречил исконной традиции организации школ интернатского типа. Многие семьи опасались весьма свободного характера этих учебных заведений, в программах которых, составленных в духе идей Просвещения, отдавалось предпочтение естественным наукам, вводилось рисование (черчение), изучение законодательства и иностранных языков. Кроме того, разрыв с прежней моделью коллежа затруднял набор учительского корпуса.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>