Развитие образования во Франции
Между тем интерес местных властей и экономических кругов к университетам приводит к созданию факультетских институтов, которые значительно расширяют университетское образование. В частности, в институтах прикладных наук в Нанси, Лилле, Гренобле, Тулузе и Лионе готовятся техники и инженеры, сюда принимаются наряду с другими студентами учащиеся высших начальных школ. Университетские институты, которые становятся вскоре независимыми, дополняют вместе со школами искусств и ремесел, ставшими в 1907 г. инженерными школами, широкий спектр муниципальных и частных высших учебных заведений (Парижская школа физики и химии, Высшая школа коммерческих наук, высшие коммерческие школы).
Вскоре после Первой мировой войны в дебатах о школе с особой силой звучит идея демократизации образования путем организации совместного обучения в стенах одной школы детей из разных социальных слоев. Тем не менее первые шаги к созданию ступенчатой структуры школы относятся лишь ко времени после окончания Второй мировой войны.
Проникнутая духом братства бывших ветеранов войны 1914 г. идея единой школы как бы потеснила проблемы светскости и религии, выдвинув на первый план борьбу с социальной сегрегацией и необходимость подготовки элиты, возросшей на школьных успехах, а не на богатстве и знатности происхождения. И хотя это достаточно сильное движение привело к созданию Комиссии Единой шк'олы в 1924 г., дебаты вокруг вопроса о единой школе обнаружили ожесточенное противостояние учителей начальной и средней школы (этот раскол стал определяющим в истории учительского синдикализма), между сторонниками действительного объединения и теми, кто ратовал за сохранение селекции учащихся, шла ли речь о защите классического образования или технического.