Развитие образования во Франции

Так называемые академические факультеты (литературные и естественнонаучные), находясь в подчинении у лицеев в основном присуждали степени, в частности - степень бакалавра. Большинство их, созданных при Наполеоне, было упразднено при Реставрации. Обучение в них ограничивалось главным образом публичными лекциями со свободным посещением, подготовкой к экзаменам вне стен университета; библиотеки были убогими, исследования отсутствовали. Подготовка к конкурсам в специальные школы (естественнонаучная секция Нормальной школы, Политехническая, Центральная школа искусств и ремесел, Специальная военная школа Сен-Сир, Мореходная школа, Лесная школа), осуществляемая в лицеях и некоторых частных учебных заведениях, представляла собой основную форму естественнонаучной подготовки. Преподавателями были в основном выпускники литературных и естественнонаучных факультетов. Только учащиеся Нормальной школы, восстановленной в 1808 г. и с 1845 г. названной «высшим» учебным заведением, проходили настоящую подготовку к получению звания агреже. Профессиональные факультеты (права, медицины) напоминали те же школы при старом режиме преобладанием институциональной роли (монополией на присуждение степеней, дающих право заниматься юридической или медицинской практикой) над интеллектуальными и научными амбициями. Обучение на факультетах права, привлекающих половину студентов, было формальным и консервативным.

Наполеоновский Университет и система монополий благополучно пережили различные политические режимы, сменявшие друг друга с 1815 по 1875 г.

В результате реставрации Бурбонов (1814-1830) духовенство получило значительные привилегии в сфере образования: его представители возглавляли многие лица, кафедры философии и даже университеты, получили широкое распространение католические учебные заведения. Либералы при Июльской монархии (1830-1848) не решились из страха перед клерикализмом расширить свободу образования, выйти за рамки начальной школы. В период второй бонапартистской республики была провозглашена согласно закону Фаллу (1850) свобода среднего образования, но при этом не была затронута монополия на присуждение степеней. Церковные школы получили большую выгоду от этой свободы, в то время как светский частный сектор во многом проиграл. В 1875 г. Третья Республика, находившаяся еще в руках консервативного большинства, представляет свободу высшему образованию, но с теми же ограничениями.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>