Развитие образования во Франции
Основными факторами воспитания Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и человеческих способностей, люди учат правильно ими пользоваться, столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка.
Педагогические воззрения сыграли исключительно важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце XVIII -начале XIX вв. далеко за пределами Франции. Руссо подверг сокрушительной критике сословно-феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка. Идеи Руссо были проникнуты идеалами гуманизма и демократизма, поскольку он был поборником развития у детей самостоятельности мышления, врагом догматизма и схоластики.
Широко обсуждаемые в последние годы монархии, пропитанные идеями «Эмиля» Руссо вопросы, касающиеся образования молодежи, находятся в центре парламентских дебатов. Речи, планы и проекты, в которых отражается дух педагогических сочинений Дени Дидро (1713-1784) и которые связаны с именами Мирабо, Тайлерана, Кондорсе или Лаканаля, следуют один за другим. Фундаментальный принцип организации «народного образования», общего для всех граждан, бесплатного на всех ступенях, являющегося необходимым для всех людей», записан в Конституции 1791 г. (ст.4). Дискуссии ведутся вокруг вопросов, касающихся сути и полноты контроля, который государство могло бы осуществлять в отношении образования, организации школ, реформы содержания обучения, подготовки учителей и женского образования. Реорганизация школы должна была осуществляться на принципах свободы образования, его светскости и языкового единства.