Развитие образования во Франции

Ощутимый взлет в деле развития образования для народа относится к периоду Июльской монархии. Закон от 28 июня 1833 г., принятый по инициативе министра Ф.Гизо, предоставляет свободу начальному образованию, обязывает коммуны с числом жителей более 500 содержать, по крайней мере, одну школу для мальчиков, а департаменты – начальную нормальную школу по подготовке учителей для начальных школ. Менее чем за 10 лет большинство департаментов выполнили эту задачу. Созданием корпуса инспекторов, специально наделенного полномочиями контроля над начальными школами (1835), а затем и организацией народных школ второй ступени (высших начальных школ) Гизо завершил создание полной системы начального образования.

Упорядочение системы и организация сети школ сопровождались стремлением к созданию единых программ, методов обучения и учебников, что было организовано генеральной инспекцией начальных школ в 1833 г. по инициативе Гизо. Устав 1834 г. определил порядок организации и учебные программы, единые для всех начальных школ. Программы предусматривали нравственное и религиозное воспитание, чтение, элементы счета и изучение французского языка, системы мер и весов, а для наиболее способных - истории и географии Франции. Распространение с 1831 г. нескольких сот тысяч единиц учебников для начальных школ также служило одной цели: придать всеобщий единый характер начальному образованию, на которое государственные власти впервые выделили соответствующий бюджет. Чтобы бороться с индивидуальным методом обучения, все еще широко применявшимся на практике, руководители системы образования отдают предпочтение фронтальному методу, не объявляя об этом открыто, вследствие этого школы взаимного обучения неуклонно клонились к закату.

Согласно ордонансу 1816 г., мальчики и девочки не могли в принципе учиться вместе, для них следовало открывать раздельные школы, в крайнем случае, класс должен был быть разделен на две группы. Отказ от совместного обучения и, что более серьезно, вялый интерес общества того времени к женскому образованию, передача обучения девушек в ведение конгрегационистских учительниц с соответствующим дипломом, объясняет значительное количественное и качественное отставание в этой области. В законе Гизо 1833 г. ничего не говорится об обучении девушек, и ордонанс 1836 г., регламентирующий начальное женское образование, не обязывает коммуны открывать школы для девочек, а департаменты - начальные нормальные школы по подготовке учительниц.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>