Развитие образования во Франции

Одним из наиболее характерных явлений в конце старого режима было возникновение многочисленных провинциальных академий, ставших главными проводниками идей Просвещения среди местных элит королевства. К этому следует отнести и создание научных обществ, как правило, более утилитарного назначения, типа обществ поощрения сельского хозяйства, коммерции, мануфактуры. Королевская власть в лице просвещенных министров и высших должностных лиц создает и поддерживает эти учреждения. Распространение общественных профессиональных курсов, предназначенных для более широких слоев населения, чем просвещенная аудитория научных обществ, также происходит под влиянием нового состояния умов. Рисование как основополагающее умение для множества профессий - наиболее распространенный здесь предмет. Некоторые учебные заведения Братства христианских школ также приступают к обучению будущих рабочих.

Однако новый статус науки прочно подтверждается лишь в подготовке государственных гражданских и военных инженеров. Школа по подготовке инженеров в Мезьере, основанная в 1748 г., занимает особое место, благодаря ставшим известными в истории прикладных наук некоторым ее профессорам, таким, например, как Монж, создатель описательной геометрии. Школа мостов и дорог (1747) и Школа шахт (1783) -первые гражданские инженерные большие школы. Государство резко меняет также педагогическую традицию в подготовке будущих офицеров, выделив в 1776 г. 600 стипендий для поддержки обучения пансионеров в 12-ти королевских военных школах, находившихся прежде в руках монашеских орденов или конгрегационистов; в этих школах используется новаторская педагогика сорезских бенедиктинцев и значительное внимание уделяется естественным наукам.

На путь школьной реформы, правда, государство встало несколько раньше, после изгнания иезуитов. Именно это изгнание, произошедшее во Франции в 1762 г., подталкивает коллежи к реформе в области образования и выдвигает серьезную проблему набора учителей. В рамках Парижского университета, в который был включен престижный иезуитский коллеж Людовика Великого (бывший коллеж Клермон), была сделана попытка создать систему подготовки будущих учителей. Был организован конкурс для набора агреже, которые являлись помощниками профессоров, ожидая вакансий на их замещение. Но на этом реформа, задуманная сторонниками «государственной системы» образования, останавливается. Многие старые иезуитские коллежи, попавшие в руки соперничающих конгрегации, терпят неудачу.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>