Развитие образования во Франции
Их организация напоминает военную модель бывших коллежей. Другие средние учебные заведения - коммунальные коллежи и частные средние школы -были отданы под контроль Университета, восстанавливая в своих программах примат классической гуманитарной культуры. Господство латыни, ее раннее изучение в младших (элементарных) классах лицеев воздвигает почти непреодолимый барьер между школой для элиты и школой для народа.
Восстановление интерната как единого места жизни и обучения, господство риторики, которая ставит слово выше фактов, имели целью готовить знатных отпрысков к государственной службе, а не к профессии. Если в центральных школах периода Революции идеи гуманизма превалировали, то в период Реставрации классические гуманитарные предметы стали занимать здесь главенствующее положение. Греческий язык был введен в 1820 г., а латынь, изучение которой начинается уже в элементарных классах, с 6-го года обучения до класса риторики занимает 2/3 учебного времени. Именно латынь признается теперь основополагающей дисциплиной и знаком отличия, принадлежности к социальной элите. Подготовка в специальных правительственных школах снова ставит вопрос о месте естественных наук в среднем образовании. После нескольких неудачных попыток, в 1852 г. восстанавливается система бифуркации, разделения на два типа образования: после четвертого класса учащиеся могут выбрать литературную или естественнонаучную секцию. Но это нововведение не нарушило отношения большей части правящего класса к научному образованию как утилитарному и не имеющему ценности. Несмотря на развитие науки, экономики общества в целом организация среднего образования в сущности к 1870 г. недалеко ушла от того, какой она была двумя веками раньше, хотя в учебные планы было введено изучение истории, естественных наук и иностранных языков.
Высшее образование было представлено специальными правительственными школами, связанными с армией и другими ведомствами, для которых они готовили кадры, а также факультетами, прежние названия которых были восстановлены в 1808 г.