Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения
– разработку региональных программ подготовки кадров профориентологов для реализации стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе.
На муниципальном уровне:
– анализ источников и факторов формирования запроса на профориентационную работу;
– моделирование ресурсного обеспечения педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников;
– разработку содержания и механизмов взаимодействия школ с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
На школьном уровне:
– преподавание профориентационных курсов в ходе и профильного обучения;
– создание значимых для решения профориентационных задач механизмов социального партнерства, в том числе через организацию инициативных групп и «советов» учащихся, родителей, педагогов, выпускников школ и т.д.
В результате работы по данному направлению были созданы и апробированы дидактические и методические средства педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях ПО.
Третий этап федерального эксперимента (2005/06 учебный год) стал логическим продолжением предыдущего с учётом ряда корректив, внесённых по результатам первого и второго этапов. Так, если первоначально четыре основные модели организации ПО (открытие различных профильных классов внутри одной многопрофильной школы; открытие различных однопрофильных школ старшей ступени, в том числе в виде отдельных школ III ступени; реализация на старшей ступени индивидуальных учебных планов; сетевое ПО, в том числе с элементами дистантного обучения), то с 2005 г. акцент эксперимента делается на III и четвёртой моделях, в основу которых положена идея индивидуализации обучения. Эксперимент наглядно показал, что первые две модели являются, хотя и более простыми и традиционными (в силу чего их поначалу выбрало большинство школ, переходящих на ПО, особенно в регионах, имеющих традиции работы спецшкол), но многократно усиливают риск сведения профильного обучения к «псевдопрофильному» (подготовка к поступлению в вуз, углублённое обучение).