Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения
Примерно в половине регионов «элективы-9» централизованы на региональном уровне (используются одни и те же в разных муниципалитетах), в половине – каждый экспериментальный муниципалитет вводит собственные курсы, при этом происходит активный «межмуниципальный» обмен (через региональных и муниципальных координаторов). Всего разработано и реализовано 643 элективных курса. В институтах повышения квалификации, педагогических вузах, школах на местах были созданы собственные варианты элективных курсов. Региональными и муниципальными органами управления образованием была начата работа по созданию «банков элективных курсов», организована информационная поддержка и обмен опытом по их введению.
В каждом экспериментальном регионе и муниципалитете в рамках органов управления образованием (или при них) были созданы координационные структуры, которые обеспечивают экспертные, согласующие, консультационные, информационные и иные функции в отношении порядка введения тех или иных элективных курсов в составе предпрофильной подготовки.
Во всех регионах к профильной ориентации учащихся IX класса были привлечены широкие категории специалистов, связанные с системой образования: управленцы, учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психологи, а также структуры межшкольных учебных комбинатов (МУКов и УПК), профконсультационных пунктов.
Информационно-образовательная карта была разработана в каждом муниципальном образовании экспериментальных регионов, практически во всех регионах она была выдана учащимся и их родителям до начала учебного года (в Челябинской области, Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) и Калининградской области – в самом начале учебного года). Во всех картах содержится достаточно полная информация о сети образовательных учреждений, дана информация об элективных курсах, определены цели, задачи и этапы введения предпрофильного обучения и предпрофильной подготовки. Можно сделать вывод, что реализация этой позиции – одно из наиболее полезных, позитивно воспринимаемых детьми и родителями направлений предпрофильной подготовки.