Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения
Важным направлением эксперимента в 2003/04 учебном году являлось внедрение и отработка новой системы оценивания учебных достижений учащихся девятых классов. Разработка новой системы оценивания (аттестации) по итогам обучения по программам основной школы связана с общим направлением модернизации российского образования – введением открытых и объективных процедур оценивания качества образования учащихся. С этой целью, в соответствии с письмом Минобразования России «Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений, по профильному обучению» , участвующим в эксперименте местным (муниципальным) органам управления образованием, участвовавших в эксперименте, рекомендовалось создавать муниципальные экзаменационные комиссии по проведению итоговой аттестации за курс основной школы. В их состав включались руководители общеобразовательных учреждений, специалисты методических служб, представители учреждений начального и среднего профессионального образования, родительской общественности и другие заинтересованные лица. Итоговая аттестация выпускников девятых классов по новой форме проводилась по двум предметам – алгебре и русскому языку.
В задачи эксперимента в части отработки новых моделей государственной (итоговой) аттестации по алгебре входила отработка обновленной структуры экзаменационной работы, ее содержания и уровня сложности, критериев оценивания, определение оптимального времени, отводимого на соответствующий экзамен. Задания, которые предлагались учащимся в ходе экзамена, по своей тематике соответствовали обязательному минимуму содержания образования по математике для основной школы. Однако дифференцирующие возможности экспериментальных экзаменационных работ по сравнению с действующими работами были существенно усилены. Они включали задачи широкого диапазона сложности – от уровня обязательной подготовки до достаточно трудных, требующих глубокого владения материалом, обширных системных знаний, а в ряде случаев нестандартного мышления.