Развитие образования в Японии

Одна из главных характеристик педагогической теории индокрина-ции состоит в том, что она способствовала идеологической обработке школьников через формальные доктрины. Что же касается Японии, то те же самые принципы внедрялись в сознание подрастающего поколения через педагогическую теорию самообучения. Через практику самообучения предполагалось оказывать непосредственное влияние на школьников в процессе учебно-воспитательной работы. Следует подчеркнуть, что уже с древних времен это было отличительной традиционной особенностью японской педагогической мысли: а именно - придавать большее значение теориям «как учиться или принципам самовоспитания», а не тем теориям, которые лежали в основе руководящих принципов или учили, как преподавать. Клановые школы стали развиваться как системы образования для обучения самурайской бюрократии. Большое число теоретических книг по методам обучения и воспитания были написаны, главным образом, последователями Конфуция. Так, книга «Методология обучения» (1783) была написана преподавателем клановой школы Эмура Хоккай. Хотя книга называлась «Методология обучения», фактически ее содержание было посвящено методам обучения. Португальский священник Л.Фриос, живший в Японии в XVI в., писал о своих наблюдениях за японской методикой обучения и воспитания: она была основана на доверительной «помощи тому, что дано природой». Это противоречило взглядам иностранца-христианина, согласно мировоззрению которого считалось, что люди могут возвыситься до Бога собственными усилиями. Относительно этой характеристики японский исследователь классических учений Еоринага писал, что педагогические идеи, призывающие управлять людьми и в культурном и в политическом смысле могут применяться только в зарубежных странах, например, там, где люди ведут себя очень шумно и вызывающе, но не в Японии. Большинство педагогических идей были своего рода переработками идеологических теорий XVIII-ХГХ вв. в теорию «как учиться». Это было особенностью традиционной японской педагогики. Эта традиция сохраняла свою ценность не только во времена Токугава, но и в более поздние периоды истории страны вплоть до наших дней. Популярные книги по воспитанию продолжали выходить одна за другой. И заметно отличались от идеологизированных. Так, Шида Эносуке (1873-1951) был основателем нового направления, в основе которого лежали детские сочинения на темы их повседневного жизненного опыта. Знаменательно, что эти сочинения были написаны на разговорном языке. Так, подготавливалась реформа образования, которая привела к современной системе.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  Следующая > В конец >>