Развитие образования в Японии
школу,
профессиональную группу,
в государство.
Иными словами, «самостоятельность» становится умением понимать и добровольно вписываться в существующий общественный строй. Отсюда и внутренняя дисциплина, ответственность за любое поручение в ответ на доверие, воспитанное в ребенке с детства окружающей средой.
Какими же методами воспитываются искомые нравственные качества в молодом поколении? Опыт японской школы свидетельствует о том, что такие качества формируются следующими путями: первое, воспитание по заранее подготовленной, целеустремленной программе, в которой четко изложены цели и задачи воспитания. Второе, сознание того, что на человека могут действовать и формировать его нравственность случайные, стихийные факторы. Педагоги, учителя, родители должны предвидеть это воздействие и умело, наглядно противостоять этой стихийной скверне здоровой и чистой моралью. И, наконец, самовоспитание и самосовершенствование. Для японской педагогики этот путь самый главный.
В педагогических учебных заведениях подготовке преподавателей «морального воспитания» уделяется особое внимание. Все будущие учителя, кроме своего предмета, изучают два обязательных курса - «мораль» и методику ее преподавания. На специальные уроки «морали» и связанные с ними программные внеурочные мероприятия отводится столько же времени, сколько на ведущие предметы.
Те же задачи нравственного воспитания почти дословно повторяются в докладе Министерства образования, науки и культуры, опубликованном в Токио в 1986 г. В нем обращается внимание на острую необходимость искать новые пути и формы морального воспитания. Причем без этого, как подчеркивается в докладе, невозможна никакая реформа школы как начальной, так и средней.