Развитие образования в Японии

На рубеже XIX столетия появилась другая популярная педагогическая теория, названная теорией самовоспитания. Ее основные принципы существенно отличны от прежней идеологизированной теории воспитания. Сторонники этой теории несли простым людям знания о практических методах самовоспитания, и умения управлять своим телом, своими настроениями, своим интеллектом также, как они обращаются со своим личным имуществом. Навыки приобретенные таким образом рассматривались как качество личности, способствующее улучшению ее благосостояния и расширению ее жизненных горизонтов при контроле правящего сословия. В то время как идеологизированная теория воспитания была направлена на формирование таких жизненных ценностей простых людей, которые бы приносили пользу только правителю. Представителем теории самовоспитания был, например, Каибара Экикен и Мотоги Шишо, автор книги «Принципы долголетия» (1813).

Идеи и традиции народной педагогики, упомянутой выше, не были изданы в виде отдельных публикаций, но в самых различных педагогических теориях мы находим влияние народных педагогических высказываний. Однако устная народная педагогика на протяжении всей истории страны воспитывала народный менталитет и формировала настроения, которые, в свою очередь, питали педагогические идеи выдающихся национальных педагогов в 1920-1930 гг. Номура Йошите (1896-1986) и Минейджи Митсушиге (1890-1968).

В середине XIX столетия, к концу эпохи Эдо, в педагогике появились социальные прогнозисты, подобно Сато Нибуро (1769-1850). Частью его социальной программы возрождения и восстановления местных фермерских деревень, выхода из их бедственного состояния, были его программы для школы, детского сада, яслей, больниц, сиротских приютов и т.д. Идеи планирования образования во имя совершенствования общества основывались на традиционной конфуцианской теории. Сато был одним из национальных ученых, успешно развивавших традиции японских классических наук или нативизма1, последователем мыслителей XVIII в. Мотоори Норинага и Харата Атутсане (1776-1843). Как противоположность этому направлению в это же время в Японию стали проникать идеи западной педагогики и школьной практики. Японская педагогика и ее западные образцы впервые столкнулись друг с другом, и между ними началась острая конфронтация. Фукузава Юкичи (1835-1901) и Учимура Канзо (1861-1930) были двумя выдающимися учеными, которые пытались преодолеть этот конфликт. Хотя их взгляды и мнения не всегда совпадали с политикой последующего правительства эпохи Мейдзи, гласившей - «из Азии в Европу», их идеи в сфере образования получали постоянную поддержку среди работников образования.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  Следующая > В конец >>