Развитие образования в Японии

В эпоху Токугава средневековые педагогические идеи стали ориентироваться на семейное воспитание. Они были обращены, например, к сиделке, нанятой отцом для своего младенца, или к наставнику. Например, книга «Диалог со знающим человеком» (1641), написанная Наказ Тодзю (1608-1648), «записи лекций» Ямага Соко (1663-1685), а также «Доктрина для женщин», написанная Накаэ Тодзю в 1647 г. Труды, посвященные семейной педагогике, согласно которой в качестве первых воспитателей привлекаются матери. Авторами подобной литературы были не воины-самураи, это были ученые-конфуцианцы, и поэтому их книги были написаны с позиций педагогической доктрины конфуцианства1.

Первоначально этот вид педагогической литературы предназначался сословию самураев. Однако богатые фермеры и торговцы также постепенно стали их читать. Это было первым шагом к популяризации педагогического чтения. Эта тенденция усилилась в XVIII столетии, когда стали обнаруживаться признаки кризиса феодального строя: крестьянские бунты, рост городов, торговли, ремесел.

Педагогические идеи этого периода выполняли задачу идеологической обработки населения, пытаясь убедить людей в том, что общество при клане Токугава было «добрым» и что они должны беспрекословно повиноваться нормам этого режима. Типичный пример такой идеологической продукции - книга Мюро Кьюсо «Шесть доктрин для людей» (1721). Автор был одним из ближайших помощников феодала, который стремился подавлять любые протесты простонародья и управлять ими. Школа Огюи Сарай (1666-1728) представляла другую группу конфуцианцев, которая утверждала, что от рождения существует два типа людей, которые резко различаются по своим способностям. Согласно этой теории только мужчины из правящего сословия самураев способны развивать свои способности и таланты, вовсе не желательно давать знания простым людям, так как образованный народ станет устраивать беспорядки, выступая против режима. Отсюда следовало, что детям и молодежи из простонародья следовало преподносить доступную мораль.

Именно в таком духе была написана книга Тогива Тайшо «Популярная книга домашнего воспитания» (1735). Это была одна из самых ранних книг, в которой термин «образование» впервые использовался в японском контексте. Истинный смысл и фактическое значение этого термина был эквивалентен термину «идеологическая обработка». С тех пор слово «образование» приобрело в Японии оттенок элитарной практики, не доступной простым людям и агрессивной по отношению к ним. На этом фоне развивалась история особых общинно индивидуальных отношений, проявляющихся в различных ячейках японского общества: семье, коммунах, местной общине, государстве и т.д.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  Следующая > В конец >>