Современная отечественная философия образования: генезис и типология

Это обусловлено тем, что метатеоретический уровень теории педагогики неразрывно связан с философским осмыслением своего предмета, с отражением в тех или иных педагогических теориях принципов определенной философской концепции. В анализе понятия «философия образования» выделяются следующие аспекты. Во-первых, она может выступать той или иной формой философской концептуализации образования; во-вторых, сама быть объектом метатеоретического философского исследования; в-третьих, философию образования можно понимать как практическую философию образования в виде обобщенных, неформализованных концептуальных систем.

Вместе с тем, несмотря на отмеченные серьезные достижения в исследовании проблем философии образования, публикация обобщающих трудов, в целом ситуация обстоит неблагополучно, более того, она тревожна. Фронтальный просмотр публикаций последнего времени по философии образования создает впечатление повторяемости идей, воспроизведения одних и тех же, уже давно озвученных подходов. Нарастает ощущение исчерпанности проблематики, своего рода «кризис жанра».

Во многом это обусловлено тем, что за последние годы в области философии образования не появилось каких-то новых имен. Наоборот, круг исследователей все суживается . Так и не преодолено достаточно прохладное отношение теоретиков и методологов к философии образования.

Непросто строится диалог отечественных и западных ученых. Отношение к зарубежной философии образования со стороны большинства российских философов красноречиво выразила в выступлении на III Всероссийском философском конгрессе З.Я. Рахматуллина: «Подавляющее большинство пропагандируемых современных западных педагогических теорий и идей, изначально ориентированных на культ индивидуума, игнорируют специфику нравственного, религиозного и культурного опыта, особенности мировоззрения и менталитета наших соотечественников, чужды как духу нашего народа, так и вековым традициям отечественного образования и воспитания. Думается, что внедрение в современный учебно-образовательный процесс педагогических программ, обслуживающих иную культуру, может привести лишь к ухудшению положения в системе национального образования» .