Современная отечественная философия образования: генезис и типология

– экзистенциально-диалогическое , где акцент делается на диалогической и коммуникативной природе образования, которое трактуется как встреча и диалог «двух сознаний», я и ты, как взаимное отношение между людьми, основанное на любви. Образование рассматривается как непреднамеренное, нецелесообразное воздействие учителя на ученика, осуществляющееся в игре, непосредственном участии, труде и совместной деятельности;

– педагогическая антропология , где задача философии видится в выявлении смысла образования, в формировании нового образа человека, адекватного его существованию;

– критико-эмансипаторское , призывающее к ликвидации школы как социального института, трактовке образования как межличностного общения ученика с мастером, а все общение с детьми сводящее к эмпатической совместной жизни, где полностью исключаются любые требования к педагогическому процессу и содержанию образования

В отечественной педагогической традиции XIX-XX вв. по сути, каждый крупный педагогический мыслитель, несомненно, выходил на философско-образовательную проблематику. В основном это было связано с трактовкой сферы отношений, складывающихся между Человеком и Образованием, или же широким спектром проблем, связанных с образующейся личностью, то есть Человеком внутри сферы Образования.

Подобное же суждение правомерно отнести и к отечественной философии ХIХ-ХХ вв., которой был традиционно присущ напряженный интерес к развивающейся личности, а, следовательно, к воспитательной, педагогической проблематике.

В генезисе изучения проблематики, входящей в сферу философии образования, можно выделить и предметно охарактеризовать четыре периода.

1. Предыстория . Среди существовавших на протяжении столетия философско-педагогических направлений наиболее близка к проблематике философии образования была антропологическая традиция , которую относят к натуралистической философии образования. Ключевыми здесь выступали такие категории, как светскость образования, природосообразность, свобода саморазвивающейся личности. Решающее значение придавалось фактору среды: достаточно оградить человека от вредных влияний социальной среды и создать ему достойное окружение, чтобы получить добропорядочного гражданина и добродетельного человека. Подчеркнем и ярко выраженный междисциплинарный характер, столь присущий педагогической антропологии как области знаний.