Современная отечественная философия образования: генезис и типология

Если оценивать в целом первоначальный этап развития философии образования в новейшей российской истории, то нельзя не отметить его противоречивый характер. С одной стороны, его нельзя назвать очень плодотворным с научной точки зрения. Кроме уже упомянутого сборника «Философия образования для XXI века», в актив можно занести монографию Н.С. Розова «Философия гуманитарного знания» , где делалась плодотворная, хотя и несколько сумбурная попытка ввести становящуюся отечественную философию образованию в русло западноевропейской традиции. Также следует упомянуть книги В.Д. Шадрикова «Философия образования и образовательные политики» и «Философские проблемы образования: Материалы круглого стола» .

Своего рода примечательной стала брошюра П.Г. Щедровицкого «Очерки по философии образования». В ней заслуживают внимания «Введение» и «Очерк основных идей» системомыследеятелъностной педагогики. Все же остальные материалы не имеют прямого отношения к проблематике философии образования. В данной связи подчеркнем, что эта работа П.Г. Щедровицкого породила затем устойчивую негативную традицию, продолжающуюся и по настоящее время, когда авторы под модным брендом «философия образования» публикуют собрание своих разнокалиберных и разновременных сочинений, не относящихся к данной проблематике.

Вместе с тем именно на 1992 – 94 гг. приходится социальная институализация философии образования в нашей стране. Что касается развиваемых в это время в русле философии образования течений, то наиболее плодотворно разрабатывались проблемы «развивающего обучения» , «диалога культур» , методологии .

Наряду с этими концепциями, продолжающими свое развитие с предшествующего периода, происходило возрождение в России педагогической антропологии и православно-педагогической традиции.

Среди новых тенденций можно выделить получившее новое звучание широкое культуроцентрическое направление ; глобально-историческое , ориентирующееся на целостное понимание запросов и проблем современного образования в контексте западной цивилизации.