Современная отечественная философия образования: генезис и типология

Вместе с тем, приведенная формулировка рельефно выявляет структуру философии образования. В ней выделяются две основные части: система научных представлений об образовании, где в свою очередь выделяются сферы, центрованные на способах познания и способах действия; проблематика, связанная с тем, что формируется и развивается в человеке в процессе образования, как он становится его субъектом.

В соответствии с данной логикой основную дифференциацию внутри философии образования в научной литературе проводят между эмпирико-аналитическими и гуманитарными направлениями. Они в свою очередь разветвляются на различные течения. Так, например, внутри эмпирико-аналитического выделяется с конца 60-х годов XX в. критико-рационалистическое течение . Его выразители ориентируются на выявление структуры педагогического знания; изучение его статуса в педагогике; взаимоотношения ценностных суждений и суждений о фактах; на концептуальном анализе языка, употребляемого в практике образования ; на исследовании роли «языковых игр» и семантики в образовании. В целом в этой традиции философия образования отождествляется с метатеорией или с анализом роста педагогического знания, которое трактуется как модификация социологического знания: от постановки проблем до выдвижения теорий. Образование рассматривается как сфера жизни общества. Развитие же человека определяется в зависимости от целей и процессов этой сферы.

Широкий спектр течений в сфере философии образования, объединяемых в гуманитарное направление, акцентирует гуманистическую направленность педагогики, ее духовную составляющую, трактовку образования как системы осмысленных действий и взаимодействий участников педагогических отношений. При существенно различных подходах к типологизации, представляется возможным выделить следующие течения:

– герменевтическое, где в свою очередь выделяются историческое , отстаивающее положение о том, что в любом жизненном акте существует образовательный момент, а специфика педагогических отношений представляется в виде «исходной клеточки педагогического действия, проникнутого ответственностью и любовью»; и структурное , представители которого, исходя из признания феномена автономии образования в современном обществе, рассматривают философию образования как критическую интериоризацию педагогических действий и взаимоотношений внутри педагогического процесса;