Современная отечественная философия образования: генезис и типология

Такая позиция известных ученых , один их которых тогда руководил отделением РАО, в названии которого фигурировало словосочетание «философия образования», а другой возглавил это отделение впоследствии, аргументировалась вескими доводами: в России, в отличие от США, исторически сложилась традиция научной педагогики, методических исследований, которая имеет прочные философские основы; за рубежом, несмотря на десятилетия развития философии образования, она не доказала свою продуктивность. В данной связи можно привести характерное высказывание В.В. Кумарина: «Научная педагогика была, есть и остается философией образования. И всякие дискуссии по этому поводу – напрасная трата сил и времени» .

Впрочем, большинство участников «круглого стола» считало вполне обоснованным употребление понятия «философия образования». Так, в защиту ее сохранения веский аргумент привел Н.Д. Никандров: «Приблизив хотя бы в некоторых областях классификацию и терминологию разделов образования и педагогики к западным, особенно же англоязычным меркам, мы сможем на равных обсуждать с ними общие и частные проблемы» .

Под философией образования предлагалось понимать:

– философию, повернутую к образованию, понимаемую в качестве матрицы воспроизводства общества;

– метапедагогику, занимающуюся технологическим прогнозированием и управлением развития образования в целом через стратегию и политику в этой области человеческого бытия ;

– рефлексию в области образования ;

– одновременно и рефлексию, и обобщенную систему взглядов на образование и роль человека в нем ;

– рефлексию по поводу образования и педагогики, которая обсуждает предельные основания педагогической деятельности, проектирует пути построения новой педагогики, предлагает обобщать новый, альтернативный опыт .