Современная отечественная философия образования: генезис и типология

В широком русле культурно-антропологического направления маркировка определенных течений затруднена динамичностью взглядов мыслителей. Так, К.Н. Вентцель проделал дискурс от идеалов свободного воспитания к ценностям космической педагогики. Еще более сложным оказался генезис мировоззрения Л.Н. Толстого: от свободного образования к самобытному религиозно-этическому учению.

П.П. Блонский эволюционировал от биогенетических подходов к социогенетическим, а затем к попыткам решить теоретические проблемы психологии на основе диалектического материализма.

Более последовательными в развитии своих философско-педагогических идей оказались такие гуманисты, как М.М. Рубинштейн и С.И. Гессен, которые наиболее плодотворно раскрыли взаимосвязь психологии, педагогики и философии. Существенным вкладом в развитие философии образования можно считать концепцию «воспитания цельной личности» М.М. Рубинштейна.

Что касается С.И. Гессена – первого настоящего философа образования, то созданная им философско-педагогическая теория базировалась на таких постулатах как свобода, авторитет, автономия. Системообразующим принципом философии образования С.И. Гессена являлась идея свободного самообразования личности. Вместе с тем отметим, что в своей последней крупной работе «Философия воспитания» , рукопись которой, к сожалению, погибла в огне Варшавского восстания «поздний Гессен» выходит за рамки гуманизма в направлении религиозной педагогики, в системе которой Бог и человеческая душа становятся выше мира ценностей и личности, а воспитание предполагает не только создание культурных ценностей, но и стремление к религиозному спасению.

В целом, обращаясь к идейному наследию отечественных философов образования XIX в. – первой половины XX в. и подчеркивая его актуальность, значимость и оригинальность, мы имеем основания для следующих выводов.

А) Мыслителями была поднята и глубоко проанализирована вся совокупность философско-образовательной проблематики, и даже даны содержательные ответы на главные вопросы: что из себя представляет образование; каким образом оно осуществляется; какова природа и источники ценностей образования; как должно строиться поведение участников образовательного процесса; каковы основные способы познания и методы содействия образовательному процессу .