Современная отечественная философия образования: генезис и типология

1. Создание учебников и учебных пособий по курсу «философия образования». Сюда же можно отнести науковедческие работы, в которых философия образования рассматривается как определенная исследовательская область – дается генезис ее развития, определяются предмет и структура, характеризуются основные составляющие ее компоненты.

2. Работы, в которых в русле философии образования, рассматриваются тенденции и перспективы развития образования, постулируются национальные образовательные доктрины, стратегии и программы, трактуемые в контексте универсальных ценностей и образовательных идеалов.

3. Труды, рассматривающие широкий спектр философских проблем образования в их отношении к культуре, семиотике, философии, психологии и педагогике.

4. Исследования, в которых происходит экстраполяция соответствующих идей и подходов крупных философов прошлого на современные проблемы образования.

5. Наиболее разветвленным и значимым представляет собой пласт исследований, в которых разрабатываются своего рода «теории среднего уровня», позволяющие преодолеть разрыв между глобальной философией и эмпирически ориентированной практикой. Эти теории концептуализируются в специальных «образах образования», которые в свою очередь составляют основу определенных течений и направлений самоопределяющихся в контексте философии образования.

Поскольку существуют различные подходы к типологии таких направлений, то необходимо, предваряя ее, дать определение философии образования и представить онтологию, по отношению к которой эти течения дифференцируются, то есть представить структуру философии образования.

В общем виде можно предложить следующее определение: «Философия образования – это исследовательская область образовательного знания, располагающаяся на его стыке с философией, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, их цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем».

Такая развернутая формулировка объясняется описательным характером трактуемой дефиниции, ее не устоявшимся категориально-понятийным определением.