Современная отечественная философия образования: генезис и типология

В этом же 1995 г. на страницах журнала «Вопросы философии» состоялась дискуссия на тему «Философия образования: состояние, проблемы и перспективы».

. Выделим несколько заслуживающих внимания подходов.

Так, по мнению B.C. Швырева, «философия образования должна заниматься выявлением исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям и задачам, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества» . Наиболее развернутая позиция была представлена в материалах В.М. Розина. По его убеждению, термин «философия образования» вводит в заблуждение: кажется, что это есть область философии, специализирующейся на образовании. Однако анализ работ по философии образования показывает, что хотя элементы философской рефлексии в этих работах встречаются, но не они образуют главное содержание. Кроме того, в этих работах встречаются и другие формы рефлексии: методологическая, историческая, аксиологическая, проектная и т.д. Иначе говоря, это «вообще рефлексия над образованием и педагогикой», которую трудно отнести к какой-нибудь одной дисциплине.

Философия образования – это ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы. Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культурном универсуме жизни, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности и т.п. Методологическая и, в частности, проектная ориентация философии образования обусловливают обсуждение путей и способов разрешения возникшего кризиса образования и образ новой школы.

Таким образом, философия образования – это и не философия, и не наука. В то же время она использует подходы и знания всех рефлексивных дисциплин – методологии, философии, аксиологии, истории, культурологии. Ее интерес – собственно педагогика и образование, поэтому все заимствованные из других дисциплин представления она переосмысливает и преломляет применительно к задачам осмысления кризиса образования, обсуждения предельных оснований педагогической деятельности, проектирования путей построения нового здания педагогики.

Философия образования пытается также осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт. Сопрягая его с альтернативными формами жизни культуры, она выходит к обсуждению образов новой школы .