Основные типы учебных технологических задач

В наиболее трудном варианте возможно конструирование нового текста на основе распознавания качественных характеристик, включенных в готовые варианты решения, или их расширение за счет включения дополнительных элементов.

В наименее сложных вариантах таких задач изложение смысла проблемы исчерпывается предлагаемым содержанием информации, нашедшей отражение в альтернативных решениях.

Разработка таких задач строится по следующему алгоритму:

формулируется проблема в виде концептуального утверждения;

структура текста задачи имеет центральное информационное звено;

на основе прямого и обратного утверждения образуются по меньшей мере два варианта решения проблемы;

каждое теоретическое положение подкрепляется аргументацией, подтверждающей его.

Каждый из вариантов предполагает наличие правильных положений, задача не должна содержать абсолютно неправильный ответ. Предлагаемые теоретические построения обсуждаемой проблемы и ее решения должны отражать существующие в науке и в жизни концептуально значимые позиции.

Теоретическое решение такого типа задач может предусматривать синтетическое конструирование решения на основе предложенных позиций. Задачи теоретического плана могут быть сконструированы таким образом, что предлагаемые решения не полностью раскрывают их суть. Тогда требуется самостоятельное конструирование научного ответа-решения при помощи имеющихся данных или путем самостоятельного поиска.

Как протекает процесс составления таких задач?

Вначале необходимо выделить или, как говорят, поставить проблему. Поиск строится на основании теоретической концепции, теории или методологии педагогики. Можно выделить проблему и на более конкретном уровне, но при этом важно, чтобы абстрагирование происходило в теоретическом аспекте ее осмысления с позиции определенной концепции или научной точки зрения, известных обучающим. В ином случае мы получим эмпирический ответ, выражением которого является позиция «мне так кажется».