Социальная педагогика преобразований

В условиях же неокрепшей демократии, фактического сохранения авторитарного управления социоинженерия иногда обретает формы открытого манипулирования массами, прежде всего политического. История знает немало примеров такого использования социально-педагогических и социальных служб. Для этого достаточно вспомнить опыт манипулирования сознанием и поведением людей в фашистской Германии. Социально-педагогические службы здесь создавались в целях дискредитации политических оппонентов, разложения их изнутри, создания соответствующих кризисных ситуаций, идеологической обработки и т. д.

Все это побуждает еще на этапе подготовки социальных педагогов и социальных работников, разработки теории социальной педагогики преобразований уделять особое внимание диалектике социокультурной адаптации и инновации.

Адаптация — приспособление к условиям среды благодаря непрерывному совершенствованию человека и развитию всего общества, освоение, взаимодействие, вхождение, вписывание в силу изменения существующей среды, или попадания в новую, или развития самого человека. Это вынужденный, а не органически присущий процесс, результат действия сторонних по отношению к человеку сил, направленность данного процесса на поддержание стабильности и равновесия. Если результатом привыкания является достижение состояния динамического равновесия, то адаптация, наоборот, направлена на разрушение этого равновесия. Тем самым она постоянно обусловливает наличие «зоны ближайшего развития». Определяющую роль здесь играет принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении, удовлетворенность ими, уровень притязаний.

Социальная адаптация есть исторически обусловленная практическая деятельность, основное содержание которой составляет приспособление личности и общностей, а также самостоятельных коллективов и движений к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование социальной среды в соответствии с личными и общественными потребностями.

Адаптированность личности к социальной среде напрямую связана с ее социальной активностью как общей интегративной характеристикой внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, направленной на поддержание и развитие социальной целостности.