Социальная педагогика преобразований

Ему остается сделать лишь выбор одного из вариантов. Но в нестандартных ситуациях такая непосредственная реакция не гарантирует от неверных оценок и ошибочных действий, вероятность которых возрастает по мере снижения уровня и качества социального опыта индивида и осознания специфики социальных условий с позиции его социального положения в обществе.

Социальная адаптация — это атрибут общественной жизни. Она не протекает вне социальной деятельности человека и его социальных связей. С одной стороны, она формирует собственную природу человека, а с другой — создает социальную среду, все то, что объединяется в понятие социальной действительности. Преобразование этой действительности осуществляется на основе социокультурной адаптации.

Социокультурная адаптация — многоуровневый процесс, в основе которого лежит иерархия социальных возможностей человека и взаимодействующих социальных систем. Уровни адаптации могут быть определены по прочности статуса субъекта в социальной системе, по типу социальной среды, в условиях которой в адаптивных формах осуществляется социокультурное взаимодействие, или по степени активности, инициативности субъектов. При этом социокультурная адаптация возможна лишь в строгих рамках социального времени и условий конкретно-исторического типа общества. Полнее всего она выражается в конкретной социокультурной среде. Возможности социокультурного взаимодействия в адаптационных нормах снижаются по мере повышения уровня социальной организации. Человек прежде всего адаптируется к обыденной жизни в виде прочно устоявшихся привычек, предвзятых подходов и стереотипов «нерассуждающего», или произвольного, поведения, цепкой социальной памяти, различных шаблонов мышления и поведения. Все это выступает чаще всего непреодолимым препятствием на пути мыслить и действовать по-новому. Изменить же эти привычки и традиции можно лишь путем творческой преобразовательной деятельности, изменения качества культурного взаимодействия, взаимопреобразования адаптантов и среды путем стыковки интересов, привычных форм и способов обмена деятельностью, поиска приемлемой меры обновления, установления относительной совместимости.