Социальная педагогика преобразований

4) построение нормативной модели ;

5) построение нормативной модели ;

6) проверка надежности обеих прогностических моделей;

7) выработка рекомендаций для социального планирования и управления.

Например, при прогнозировании социальных потребностей молодежи в исходную модель их измерения обычно включают показатели видов деятельности по удовлетворению потребностей через общение, общественно-политическую, трудовую и познавательную деятельность; шкалы интенсивности этих видов деятельности и общения, мотивационные шкалы .

Прогнозные суждения строятся на определении тенденций изменения средств удовлетворения одних и тех же потребностей, затрат времени, зависимости между потребностью, объектами и техникой ее удовлетворения. Суждения об уменьшении, неизменности или возрастании основываются на сравнении ожидаемого состояния с тем, которое есть в на-стоящем. В качестве критерия выступает величина различий между сравниваемыми периодами.

Для определения поискового и нормативного прогноза строится «проспект» прогностического «фона», включая демографический, научно-технический, экономический, социокультурный и социально-политический. Например, определяется, что при существующих тенденциях на ближайшие 10-20 лет ожидается увеличение числа однодетных семей и матерей-одиночек, рост или снижение доходов, увеличение однородности или разнородности социальной структуры, рост или снижение образовательного уровня. Исходя из этого, определяется поисковый прогноз изменения потребности, в частности появление проблем общения в коллективе, проблем досуга в связи с увеличением и снижением количества свободного времени, тенденция доминирования материальных потребностей над духовными и т. д.