Социальная педагогика преобразований

Задача социального педагога не только помочь своему клиенту включиться в социальную среду за счет своей репродуктивной или нормативной деятельности «от и до», стереотипной работы по установленным алгоритмам, но и приобщить его к социальному творчеству, развить в нем такие качества, как предприимчивость, новаторство, деловитость, инициативность. При этом особое внимание в его деятельности занимает анализ таких видов активности, как адаптивная, потребительская, рекреационная и развлекательная. Дело в том, что при определенных условиях они могут переходить в антиподы социальной активности: адаптивность — в приспособленчество, потребительская активность — в потребительство, рекреация — в праздность, развлечение — в пустое времяпрепровождение.

Особую опасность для сохранения и развития всякой общности как целостности представляют собой формы имитации, симулирования социальной активности. Антиподом социальной активности является и общественная пассивность, проявляемая в различных формах равнодушия к общественным делам, созерцательности, нейтральности, приспособленчестве, консерватизме и т. д. При этом, как правило, активность человека соотнесена со свободой его деятельности, а пассивность — с зависимостью, принужденностью.

Развитие социальной активности личности, как правило, начинается с развития ее свободы выбора через соответствующую социальную ориентацию, систему требований индивида к окружающей социальной среде, выработку в результате их сопоставления с реальными социальными условиями своего собственного отношения к миру, своей позиции, методов и средств ее реализации и организации на основе общей направленности своей жизнедеятельности. В развитии этой активности социальный педагог должен прежде всего учитывать то, что в основе социальной ориентации лежат осознанная и разделенная ценность, внутренний духовный мир личности, разнообразие форм ее социального функционирования, индивидуальные формы бытия и система общественных отношений, характер взаимодействия личности и общества. Эта специфика внешнего воздействия проявляется уже в непроизвольной эмоционально-чувственной реакции, стереотипных действиях, наборе готовых вариантов оценок ситуации и планов действий в заданном диапазоне социальных ситуаций.