Социальная педагогика преобразований

Каждый такой виток, прорыв инновации, поддерживаемый социально-педагогическими службами, обеспечивает социуму более высокий уровень адаптации, повышает его конкурентоспособность по отношению к другим сообществам.

В отличие от инновации снизу инновация сверху опирается на данные социальной науки и существует до тех пор, пока существует институт, ее породивший. Особая роль при-надлежит предвидению как специальному научному исследованию, предметом которого являются перспективы развития изучаемого явления. Сама же возможность инновационной деятельности коренится в том, что окружающая нас социальная реальность не является сама по себе носителем стабильности и равновесия. Существующая неустойчивость и неуравновешенность побуждает личность и социальные институты к инновационной деятельности. Однако и новаторы составляют социальное меньшинство, которое, опираясь на методы творчества, самообучается новым подходам. В отличие же от него социальное большинство научается, опираясь в основном на методы подражания.

Социальные инновации основываются на прогнозах двух типов - поисковых и нормативных. Первый тип предполагает прогнозирование развития явления на основе условного предположения тенденций этого развития в прошлом, настоящем и будущем, второй - прогнозирование путем достижения желательного состояния явления на основе заранее определенных по тем или иным критериям норм, идеалов, целей.

В самых общих чертах типовая методика социального прогнозирования складывается из следующих этапов:

1) предпрогнозная ориентация;

2) построение исходной модели социальных характеристик, поддающихся изменению;

3) сбор данных прогностического фона;