Социальная педагогика преобразований

На основе социального прогнозирования осуществляется социальное проектирование, или социальная инженерия, выступающая центральным звеном инновационной деятельности. Социальное проектирование представляет собой особый вид деятельности, ориентированный на целенаправленное изменение и регулирование различных организационных структур .

Проектирование в социальной педагогике так или иначе связано с моделированием соответствующих социокультурных условий развития учащихся. Оно непосредственно связано с практической задачей рационализации деятельности учащихся и поэтому имеет важнейшее значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. При этом рационализация не зависит не только от науки, но и от степени соответствия человеческого бытия тем сложившимся в ходе практики культурно-историческим условиям, в которых человек находится. Учитывается прежде всего тот факт, что рациональность присуща не природе самой по себе, а человеческому культурно-историческому бытию, развивающемуся в соответствии со своими собственными законами. в рамках которых законы природы используются как средство, но не как определяющая детерминанта. Считается, что законы природы присутствуют в рациональности в той мере, в какой они включены в правила жизнедеятельности, опосредованные культурно-историческим процессом.

Социальное проектирование в педагогике основывается на принципе единства рациональности, истории и культуры. При этом культурно-исторический контекст рассматривается как основа духовного начала, в том числе и соответствующей рациональности, а социальная практика - как конкретное выражение этой рациональности, как способ человеческого взаимодействия с миром, неотделимым от индивидуального существования, от полноты личных изменений. Человек смотрит на мир глазами общества, поэтому вместе с изменением общества для него изменяется и сам мир. Любой продукт деятельности несет на себе печать эпохи, определяющей основные цели социально-педагогической деятельности. Успех инновационной деятельности зависит от степени осознания ее необходимости людьми, степени выражения назревшей необходимости и оптимальности решения существующих проблем. Задача инноватора - превратить те или иные социальные группы людей в своих последователей.