Действие и его основные характеристики

Под разумностью в широком смысле понимается понятие, идентичное сознательности. В теории поэтапного формирования умственных действий под разумностью понимается умственный контроль каждого действия вплоть до выполнения отдельного движения, употребления отдельного понятия, термина и т. п. При выполнении заданного действия обучаемый ориентируется на его существенные, объективно выраженные свойства, постоянно видит, как шаг за шагом неуклонно и уверено движется к цели.

Такую уверенность в правильном выполнении каждого элемента действия придает система подробных ориентиров, содержащихся в ООД. Этому способствует психологический анализ действия. Его расчленение на составные компоненты, полное развертывание во внешнем, материализованном плане делает весь ход выполняемого действия от начала до конца наглядным, зримым, контролируемым сознанием. При наличии таких ориентиров обучаемый не может проскочить какую-либо операцию, пропустить какое-либо движение и понятие.

Примером уже сформированной разумности является слежение за всеми движениями, за нажатием кнопки или поворотом штурвала, нахождение отметки на экране, клавиши на компьютере, выбор безошибочно по внешнему виду необходимого приспособления, провода. Всё это и есть разумность действия, которая не только сопровождает обучение и ведет к овладению действием, но и сохранится на все последующее время как качество сформированного действия.

Для обеспечения разумности действия на всем процессе обучения необходимо выполнить ряд условий:

- действовать медленно, особенно в начале обучения, чтобы в спешке не пропустить тот или иной ориентир;

- действовать внимательно и призывать к этому обучаемых, чтобы на начальном этапе формирования действия не допустить ошибок;