Действие и его основные характеристики

Второй тип задач - это логические задачи, при решении которых требуется путем размышлений, без опоры на материальные объекты и ориентиры правильно выявлять условия задачи, выбирать необходимые данные, находить способы решения задач. Данным задачам присущи действия, связанные с умениями на основании имеющейся информации и собственного опыта сопоставлять различные варианты действий и выбирать оптимальные.

Применительно к обучению энергетиков к таким задачам могут относиться: сравнение схем по различным признакам, переход от одного вида изображений к другому, сопоставление различных характеристик, устройств способов монтажа, ремонта, проведение диагностики, оптимальных способов монтажа, ремонта, анализ конструкций на предмет совершенствования, принятие конкретных решений в рамках электроэнергетического объекта, их объяснение.

Третий тип задач - это психологические задачи, когда от обучаемого требуется ум и воля, чтобы не поддаться соблазну идти по легкому или ложному пути, двигаться стереотипно, не спешить принимать кажущееся за реальное, заставить спокойно разобраться в условиях.

К таким задачам относятся задачи по определению причин аварии, выбору способов ее предотвращения, анализу причин возникновения различных режимов и оценке состояния.

Освоенность действия характеризуется способностью обучаемых уверенно выполнять действия без видимых и слышимых внешних ориентиров, даже без зачетного для него умственного контроля, иными словами, выполнение действий, характерных для заданных эталонов, обладающих прочностью, разумностью, обобщенностью, надежностью.

Высшей мерой освоенности действия является его критичность.

Критичность действия заключается в умении обучаемых не только опираться на данные ему ориентиры, но и оценивать их по критерию «полноты и достаточности» для обеспечения правильности совершаемых действий и операций. Это проявляется в том, что, встретив трудную на взгляд обучаемого задачу, он не пытается задать сразу вопрос преподавателю, а ищет пути ее решения. Именно критичность отличает действие обучаемого от поведения механического исполнителя чужих указаний, от действий тех, кто способен идти за поводырем, кто лишен самостоятельности в принимаемых решениях.