Действие и его основные характеристики

Таким образом, формирование сознательности действия может быть осуществлено путём повторения действия, разделения действий на циклы . При этом необходимо время от времени требовать от обучаемого словесного отчета о сформированных действиях в форме устного ответа на вопросы, написания формул, объяснения способов выполнения.

Устный отчет о деятельности является в данном случае одновременно как формой умственного упражнения, тренировки обучаемого и средством усиления сигнала в долговременную память, так и формой контроля со стороны преподавателя о степени сознательности действия.

Обобщенность действия представляет способность обучаемого выделять в структуре деятельности такие общезначимые операции, которые остаются неизменными в любых условиях. Она составляет такую качественную характеристику, которая обеспечивает ему гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям, их усложнению или облегчению и упрощению. Это значит, что обобщенность действия обеспечивает его надежность, т. е. способность использовать уже сформированное действие в различных условиях.

В классической педагогической литературе применяется принцип «от простого к сложному». Этот принцип уже много лет использовался в традиционной дидактике.

Современные представители психологии и методики ускоренного обучения утверждают, что обобщенность действия формируется благодаря равновероятному чередованию легких, типичных и часто встречающихся в практике задач и сложных, нетипичных, редких. При этом, как утверждают авторы, применительно к формированию двигательных действий результат может быть достигнут достаточно быстро.

Применительно к формированию мыслительных действий психологами предлагается использовать различные типы мыслительных задач.

По тому, как задачи стимулируют мышление, психологи предлагают разделять их на три типа:

Первый тип задач - это предметные типы задач, при решении которых человеку приходится ориентироваться на предметном поле, находить в нем значимые объекты, только ими, исключать помехи и т. д. В классификации уровней усвоения учебного материала к таким задачам относятся задачи первого уровня усвоения, который характеризуется умениями обучаемых опознавать объекты в ряду других, сравнивать свойства объектов, отличать верное от неверного: по заданным целям, алгоритмам и результатам делать выводы об их совместимости.