Действие и его основные характеристики

Для достижения критичности действия следует выполнить необходимое: поэтапно отрабатывать новое действие - сначала на основе внешне представленных материальных ориентиров, затем проговариванием вслух каждой операции, контролируя ее правильность, и, наконец, просто обдумывая в уме и решая задачи разного типа.

Конечную цель всякого обучения составляет не накопление знаний, а формирование действий или умений действовать с помощью этих знаний. Поэтому мера овладения действием является важнейшим критерием оценки качества обучения, свидетельство наличия всех вышеназванных качеств сформированного действия.

Таким образом, придание разумности, сознательности, обобщенности, освоенности и критичности сформированному действию препятствует возникновению соблазна бездумного копирования какого-либо образца, ограждает от опасности сползания к механическому натаскиванию на каких-то шаблонах, формирует гибкого, способного приспосабливаться к любым условиям специалиста.

Сформированные действия, обладающие разумностью, сознательностью, обобщенностью и критичностью, свидетельствуют о высокой степени сформированности действий и об их надежности.

С учетом рекомендаций по формированию названных качеств действия следует в дальнейшем определить этапы формирования действия и выделить их дидактические характеристики, что в дальнейшем даст возможность составить алгоритм деятельности преподавателя при управлении процессом обучения на этапе формирования действия .

Формирование деятельности в содержательном плане является повторением уже изученных ориентиров деятельности. Но при этом, к содержанию предъявляемого учебного материала при повторении предъявляется целый ряд требований. Большая часть этих требований в общем виде приводится в разделе 6.1 при анализе модели переработки информации человеком.