Действие и его основные характеристики
- позволяет самому обучаемому оценить и наилучшим образом понять действие;
- усиливает сигнал перехода информации в долговременную память;
- помогает педагогу контролировать извне то, что недоступно наблюдению и определить способ корректировки.
По мере овладения действием появляется уверенность в его совершении. Многое запоминается, переходит во внутренний, умственный план, происходит постепенный отказ от громкого проговаривания. Громкая речь переходит в «речь про себя», когда человек членораздельно продолжает продумывать каждое действие и операцию, но делает внешне это молча. А далее при переходе в умственное действие обучаемый, не опираясь на внешние ориентиры, просто действует. Таким образом, обеспечивается другое качество - сознательность.
Сознательность - качественная характеристика действия, которая свидетельствует о мере овладения действием. Чем выше полнота освоения, тем выше сознательность.
Сознательность выражается в способности обучаемого дать полный словесный отчет о проделываемом: что? зачем? почему он выполняет? и именно таким, а не иным способом. При этом следует иметь в виду последствия неправильности выполнения действия и способы их устранения.
На первом этапе обучение находится на уровне разумности: обучаемый пооперационное контролирует себя, не зная о конечном результате операций и действий в их совокупности. Только по мере того, как он сможет четко ориентироваться в действиях при помощи внешних инструкций и указаний , он будет глубже понимать смысл происходящего и весь процесс деятельности.
При этом словесный отчет должен быть представлен не в форме слепого повторения инструкций, а в форме связанного рассказа своими словами о процессе деятельности и ее особенностях.