Сущность, организации и проведения семинара в вузе

Дополнительные вопросы студентам — основное средство управления ходом семинара. С их помощью преподаватель направляет выступление или дискуссий в нужное русло. Разумеется, он не должен злоупотреблять дополнительными вопросами, но иметь их в своем рабочем плане необходимо.

В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняющие, встречающие, наводящие и проблемные.

Уточняющие вопросы принуждают выступающего на семинаре конкретизировать сказанную мысль, четко и определенно сформулировать ее. Конечно, преподаватель задает уточняющий Вопрос лишь в том случае, когда слушатели не отреагировали на допущенный промах.

Наводящие, или направляющие вопросы выводят обсуждение или полемику в нужное русло, устраняют нежелательные отклонения от проблемы.

В таких случаях особенно ярко проявляются такт и методической мастерство преподавателя:

Встречные вопросы близки к постановке задач на самостоятельность мышления, так как включают требования дополнительного аргументирования или анализа содержания отдельных положений. Они способствуют выявлению логических ошибок, возникших из-за неточности выводов докладчика. С этой целью преподаватель, обращаясь к выступающему или всей аудитории, может ставить следующие вопросы: Чем вы докажете истинность своего довода? Какие дополнительные аргументы вы можете привести для обоснования своего вывода? Все ли аргументы, выдвинутые вашими товарищами, являются истинными; достаточны ли они? Используя встречные вопросы, преподаватель может повысить активность аудиторий.

Проблемные вопросы — это методические приёмы, используемые для углубления знаний;

Важное значение при проведении семинарского занятия имеет дискуссии и полемики. Как уже отмечалось, семинар - это метод обучения, опирающийся на групповое мышление, отличительная чёрта которого — активизация коллективной мыслительной деятельности в рассматриваемой области, нахождение неожиданных решений сложных научных вопросов и проблем;