Сущность, организации и проведения семинара в вузе
Из средств наглядности чаще всего используются плакаты, компьютерные изображения и слайды, изготовленные на специальных прозрачных поверхностях, диафильмы (диапозитивы), видеозаписи и т.п. Они могут служить графической опорой для логического мышления обучающихся, облегчать усвоение сложных абстрактных научных понятий, дисциплинировать выступающих и способствовать экономии учебного времени.
Заключительное слово преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать:
♦ оценку выступления каждого студента и группы в целом;
♦ оценку уровня обсуждения вопросов в целом;
♦ краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение;
♦ ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в ходе семинара;
♦ оценку сильных и слабых сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает;
♦ рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;
♦ пожелания по подготовке к очередному семинару.
Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль - предельно сжатой. В речи не должно содержаться назиданий и поучений. Методическое мастерство, такт и интеллект преподавателя наиболее рельефно отражаются именно в заключительном слове.