Сущность, организации и проведения семинара в вузе

Исходя из того, что семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы:

♦ углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

♦ проверить эффективность и результативность самостоятельной ра-боты студентов над учебным материалом в студенческой аудитории;

♦ выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Семинар - активный метод обучения, в применений которого должна преобладать продуктивно - преобразовательная деятельность студентов.

Он должен развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы, .умения составлять планы теоретических докладов, их тезисы, готовить развернутые сообщения и выступать с ними перед аудиторией, участвовать в дискуссии и обсуждении.

Таким образом, семинар не сводится к закреплению или копированию знаний, полученных на лекции, его задачи значительно шире, сложнее и интереснее.

Раскроем особенности подготовки преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятия.

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения( уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, объёме работ, который должен выполнить каждый его участник ,проблемах, которые следует поставить в лекции, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. План, выдаваемый студентам до проведения Семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.