Сущность, организации и проведения семинара в вузе

В зависимости от избранной методики план может иметь различную

структуру, Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

Учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре, составляют основу плана. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны соответствовать следующим требованиям;

♦ быть проблемными до форме, т.е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия; охватывать суть проблемы — и в то же время быть не слишком широкими, но строго очерченными в своих границах;

♦ не повторять дословно формулировок соответствующих пунктов плана лекции и программы курса, учитывать научную и профессиональную направленность студентов;

♦ полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы; в то же время формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с первоисточниками.

Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.

Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2-3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о: характере и объёме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной Литературы должны входить прежде всего первоисточники, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, что к одному двухчасовому семинару обучающийся может готовиться не более 4—6 часов и за это время прочесть, осмыслить и законспектировать не более 60 страниц текста, т.е. объем литературы, обрабатываемой студентами при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам толкает обучающихся на путь неглубокой и формальней подготовки.