Сущность, организации и проведения семинара в вузе

В целях активизации семинарских занятий в ряде вузов используют методы, заимствованные из других видов учебных занятий. Это методы рецензирования, анализа передового опыта, анализа текущих событий, упражнений и практических заданий.

Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских занятий вносит предварительное распределение между обучающимися учебных поручений. Каждый студент, например, в ходе занятия может выступить в роли докладчика, рецензента, результаты в активизации интереса студентов в семинарском занятии дает введение игрового момента «лицевой счет»: все выступления, дополнения, вопросы и ответы обучающихся, а также другие формы участия в семинаре поощряются заранее определенным дифференцированным количеством баллов. После подведения общих итогов суммы набранных баллов переводятся в обычные оценки.

Роль педагога на семинарском занятии творческая и не может быть заранее во всех деталях обозначена и исчерпана инструктивными указаниями. Однако практикой выработан ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям вузов.

Первой и основной заботой является создание на семинаре непринужденной, раскованной обстановки свободного обсуждения поставленных вопросов. Важно, чтобы студент, выступая на семинаре со своей собственной, подчас спорной, точкой зрения, был уверен, что преподаватель и товарищи правильно поймут его, благожелательно отметят успех или тактично подвергнут критике. Поэтому при обсуждении поставленных проблем руководителю семинара не следует торопиться с высказыванием своей точки зрения. Только когда обнаружится неспособность обучающихся прийти к правильному выводу, педагог обосновывает его.

Успех семинара всегда зависит от активности студентов, поэтому вторая обязанность преподавателя — всеми мерами развивать и поощрять её. Рекомендуется настойчиво внушать обучающимся мысль, что активность — это не только выступления и дискуссии, но и умение слушать. Студентов необходимо убеждать, что умение слушать - не менее важное качество, чем умение говорить.