Общая характеристика дидактического проектирования

Процессуальность заданной деятельности связана с направленностью каждого из действий на конечный результат обучения.

Для анализа понятия «дидактическое проектирование» следует определить характеристики цели данной деятельности, ее исходные данные, конечный продукт, установить средства осуществления или представить характеристику субъекта, который может выполнять данную деятельность.

Исходными данными для дидактического проекта или его предметом являются, с одной стороны, наука, техника, техническое знание, а также производственный процесс, который лежит в основе отрасли, с другой стороны, - начальные условия обучения в ВУЗе. Эти понятия определяют различные стороны предмета методической деятельности инженера-педагога.

Каждое из данных понятий имеет свои характеристики и рассматривается отдельно при создании проекта обучения на этапе анализа исходных данных.

Понятия «условия обучения» или «состояние учебного процесса» в данном случае имеют два аспекта, которые включают материально технические и дидактические нормы организации учебного процесса, средства обучения и базовые знания обучаемых, и психофизиологические характеристики учебной группы .

Под начальными требованиями в данном случае понимается характеристика обучаемых и группы в целом, базовые знания и опыт, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики.

Под средствами обучения понимаются технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения.

Техническое знание схематично можно представить в виде двух составляющих, одна из которых характеризует его как объект предметной деятельности человека, а вторая - как субъект, которым оперирует его теоретическое мышление или умственная деятельность. Они определяют в конечном итоге теоретическую и практическую деятельность.