Общая характеристика дидактического проектирования

Социальная компетентность проявляется в общественно-правовой осведомленности о рынке труда, рабочих профессиях определенного направления и предмете их деятельности. Для проектирования систем подготовки рабочих и служащих инженеру-педагогу необходимо четко владеть вопросами, связанными с предметом его деятельности как инженера и педагога . В соответствии с этим инженер-педагог должен быть эрудирован, профессионально осведомлен, должен обладать способностями быстрой мобильности, переориентации и перепрофилирования специалистов. Для этого инженеру-педагогу необходимы умения принимать решения, исходя из общественных и личных интересов.

Для разработки проектов обучения специалистов конкретной отрасли инженеру-педагогу необходима и техническая компетентность, характеризующаяся не только наличием прочных технических знаний, но и способностью творчески решать технические задачи, трансформируя техническую информацию в педагогические системы.

Инженер-педагог должен не только сам обладать техническим мышлением, но и развивать его у своих учеников. С другой стороны, настройка, наладка материально-технической базы профессиональных учебных заведений, оборудования и приборов, создание мастерских является также одной из задач инженера-педагога, которая не может быть выполнена без технического мышления.

Основной же задачей методической подготовки является формирование дидактического мышления или умений осуществлять дидактическое проектирование, т.е. трансформировать техническую информацию в педагогическую систему. Для решения данной задачи необходимы прогностические, аналитические, проектировочные умения, связанные со способностью отбирать и структурировать научно-техническую информацию в учебный материал, диагностировать цели и предвидеть различные затруднения при обучении, различные возможные ситуации, сопоставлять и выбирать оптимальные решения по имеющимся критериям.

Таким образом, определяется методическая деятельность преподавателя специальных дисциплин и ее основные компоненты. Система методической подготовки специалиста сводится к обучению его деятельности по созданию дидактического проекта. Обучение методической деятельности реализуется через совокупность действий при разработке такого проекта.