Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам

На третьем уровне формируются элементы творческого мышления путем анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации. Совокупность этих мыслительных операций в конечном итоге приводит к формированию творческого мышления и его образного, наглядного практического компонентов творческого мышления, что крайне необходимо специалисту для решения комплекса технических задач.

Главная роль на этом этапе отводится именно умениям решать задачи. Мыслительные действия при соответствующих условиях приобретают творческий характер и являются базой для формирования на четвертом уровне научно-исследовательской деятельности, приводящей к умению самостоятельного получения новой информации. Описанные характеристики и цели охватывают все виды действий, которые участвуют в формировании личности, ее обучении, воспитании и развитии. Такое представление цели реализует комплексный подход к целеполаганию, учитывая триединство и взаимосвязь всех процессов, осуществляемых при образовании и обучении личности.

При обучении рабочих и служащих в системе профессионального образования характерным является формирование первых трех уровней. При этом преподаватель, проектируя весь процесс обучения, должен четко ориентироваться на закономерности процесса усвоения, которые состоят в том, что познавательная деятельность приобретает умственную форму, проходя через целый ряд отдельных этапов. Исходя из этого, при определении цели следует четко определять ее в форме действий, характерных для каждого из этапов усвоения.

Однако одного описания только через последовательно достигаемый перечень действий недостаточно, ибо сами действия, как уже указывалось ранее, имеют свои специфические характеристики, результат и продукт.

Рассмотрим подробные характеристики результата, который, как уже говорилось, представляет собой приращение опыта личности или тот сдвиг в развитии, который обучаемый должен продемонстрировать после обучения. Результат целесообразно выразить в конечной форме, в форме некоторых конкретных эталонов деятельности.

Такие эталоны с учетом всех предложенных выше подходов можно представить в форме такой трехкомпонентной структуры: