Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам

После постановки тактической цели обучения по дисциплине следует перейти к формулированию оперативной цели обучения по отдельным темам. При этом особое значение имеет способ описания этих целей.

Технология перевода цели на язык действия сложилась в 50-60 годах XX в. в свете бехиовистического учения. В соответствии с этим учением, цели обучения представляются через набор наблюдаемых действий. Это позволяет построить обучение в виде формируемых действий и четко оценить и контролировать порядок достижения цели. Следует также отметить, что внутренние процессы, происходящие в сознании обучаемых, что отражает эффектные цели, не всегда четко поддаются их описанию. Это делает картину не совсем ясной и вызывает определенные трудности при постановке цели. Но вместе с тем представленная конструкция цели через действия значительно облегчает работу преподавателя и отражает основные положения технологии обучения - превращение обучения в единый технологический процесс, направленный на решение поставленных задач. При таком подходе цель обучения по теме, разделу или дисциплине сводится к описанию действий, которые имеют свои характеристики. Эти характеристики в свете деятельностного подхода определяются как уровень усвоения действий - «степень сформированности действия, характеризующаяся достигнутыми в обучении показателями по всем возможным параметрам действий».

Как указывает Ильясов И.И., эти параметры могут быть первичными или производными от первичных. К первичным относятся следующие параметры: форма действий, мера осознания операций, полнота операций относительно продукта действия и их дифференцируемость, обобщенность действия».

Первичные простые параметры, объединяясь в разных сочетаниях, образуют такие составные параметры, как разумность, дифференцированность, возможность осуществления в речевой или умственной формах, абстрактность, освоенность и др. В совокупности простые и обобщенные параметры определяют такие характеристики действия, как правильность, легкость, полнота выполнения операции и т.д. Все указанные характеристики имеют градации, на основе которых определяются уровни овладения действиями по их параметрам.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  Следующая > В конец >>