Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам

Как видно из этой таблицы, каждый из представленных уровней имеет ряд действий в когнитивной, эффектной и психомоторной областях. На первом уровне формируются мотивы и направленность деятельности, что определяет дальнейшее поведение обучаемых в процессе обучения, происходит осознание цели действий, стремление ее достичь.

Второй уровень характеризуется мыслительными действиями, связанными с пониманием, осознанием, формированием основных понятий. Чрезвычайно важным в данном случае является процесс запоминания, который находит реализацию в воспроизведении учебного материала и который приводит к мнемическим действиям, представляя собой сквозную линию структуры опыта личности. В некоторых случаях для четкости постановки цели и выявления способов ее достижения следует специально выделять тот учебный материал, который следует запомнить в процессе обучения, ибо профессиональные действия формируются только тогда, когда обучаемый легко воспроизводит информацию, для чего ему необходимо запомнить особо важные положения, символы и обозначения.

По определению психологов, запоминание, как одна из мыслительных операций, включает три этапа: первичное впечатление, поточное запоминание и закрепление.

Первичное впечатление играет основную роль в процессе познания. Это положение доказано психологами на различных примерах. В период обучения чрезвычайно важно использовать данное положение путем постоянной проверки правильности формулировки действий и их ориентировочной основы, ибо переучивание является чрезвычайно сложным процессом. При этом следует учитывать особенности памяти, связанные с избирательностью, оперативностью, соотношением продуктивности механического и логического запоминания.

Преподавателю при постановке цели следует четко обозначить, что следует запомнить обучаемым. Так, например, в курсе электротехники не следует запоминать физическую сущность, конструкции, принципы действия, алгоритмы, тогда как математические выражения, формулировки, обозначения элементов и устройств требуют четкого воспроизведения по памяти и на запоминание следует уделить особое внимание. Так, при изучении темы «Простые цепи постоянного тока» следует запомнить формулы расчета сопротивлений при различных способах соединения элементов , а также соотношения параметров в заданных цепях, что является особо важным для дальнейших расчетов электрических цепей любой сложности и требует постоянного использования в решении многих задач.