Методика конкретизации целей обучения по отдельным темам и разделам

Когнитивная область включает цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными методами и процедурами, включая создание нового. К заданным целям относятся стратегические, тактические и оперативные цели, описанные с помощью определенных глаголов, характеризующих перечень профессиональных действий, которые следует сформировать в результате обучения.

По сути, это система выделения учебных целей в соответствии с процессом усвоения учебного материала.

Аффектная область включает цели формирования эмоционально-личностных отношений к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентиров и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности

Следует иметь в виду, что когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе урока или серии уроков, тогда как эффектные цели, имеющие более личностный характер, не могут быть достигнуты в такие короткие сроки. Когнитивные цели легче представлять в виде образцов деятельности. Поэтому, хотя таксономия аффектных целей применяется в педагогической диагностике, технологические разработки ведутся, в первую очередь, для когнитивных целей. Они описывают учебную деятельность и объективные результаты этой деятельности, которые легко поменять и проконтролировать.

Описание результатов обучения через наблюдаемые действия является лишь проявлением общей цели или примерами этих проявлений. Поэтому любая конкретная цель представляет собой не абсолютную характеристику желаемого результата, а ее приблизительный, максимально достижимый при различных возможностях описания вариант, на основании таксономии Б. Блума. А также с учетом вышесказанного представляется возможным расположить цели в иерархическом порядке - от простого к сложному.

Такой же подход разделяет глава Европейского общества инженерной педагогики профессор А.Мелецинек .